Первое и главное, что нужно знать об Apple AirPods 4, – что их существует два вида: с шумоподавлением и без него. Причем различаются они не только этой опцией, производитель постарался посильнее развести бюджетную и более дорогую модификации по нескольким параметрам. У Apple AirPods 4 с шумоподавлением также присутствует функция Find My, когда iPhone может определить местоположение кейса на карте, а сам кейс поддерживает не только проводную зарядку, но и беспроводную с использованием как зарядника MagSafe, так и любого другого стандарта Qi. Цены на AirPods 4 без шумоподавления начинаются примерно с 20 тысяч рублей, на AirPods 4 с шумоподавлением – с 23 тысяч.
Первые AirPods вышли аж семь лет назад – страшно представить! Но с тех пор изменилось не так уж много, кроме того факта, что проводные наушники окончательно ушли в прошлое, а TWS-наушники (запущенные в массы как раз Apple) стали абсолютным мейнстримом, и их выпускают буквально все, кому не лень. Разве что внутриканальные «затычки» оказались значительно популярнее вкладышей. И все же «обычные» AirPods (не Pro) – это обязательно именно вкладыши (наследие еще легендарных EarPods). От поколения к поколению они менялись не сильно – постепенно улучшался звук, уменьшался кейс, появлялись какие-то интересные фишки вроде озвучивания уведомлений при помощи Siri. И вот в четвертом поколении произошло что-то более интересное и радикальное, чем обычно.
На самом деле вкладыши с шумоподавлением – это не уникальная вещь. Достаточно вспомнить те же HUAWEI FreeBuds 3/4/5 – да-да, у открытых наушников HUAWEI шумодав существует уже три поколения кряду. Но когда что-то делает Apple – это сразу привлекает внимание, тем более была надежда, что у купертинцев получится сделать это особенно хорошо. Вдобавок они много рассказывали об удобстве посадки их новой модели, основываясь на данных, полученных с 50 (!) миллионов ушей. Учитывая мою индивидуальную непереносимость вкладышей (в моих ушах никакие не держатся достаточно хорошо), было вдвойне любопытно проверить. Что же, удовлетворим это любопытство.
⇡#Дизайн и конструкция
Apple AirPods 4 размещаются в очень маленьком квадратном кейсе – он по сравнению с прошлой версией не поменялся. В целом это классика почти для любых актуальных TWS-наушников: белый пластик, скругленные грани и углы, внутри – пазухи с магнитами. Спереди – индикатор зарядки.
По сути, единственное, что выделяет кейс AirPods 4 на фоне многих конкурентов, – это динамики, вынесенные на нижнюю грань (да, их сразу несколько – мы видим три отверстия с одной стороны от порта USB Type-C и одно – с другой). На кейс, условно, можно «позвонить» в поисках.
Крышечка кейса снабжена доводчиком, легко открывается и закрывается, но шарнир чуть разболтан. От наушников ценой более 20 тысяч рублей все-таки ждешь более качественного исполнения. Зато кейс действительно маленький и легкий – 34,7 грамма (32,3 грамма в версии без шумоподавления), он едва ли не самый компактный на фоне конкурентов.
Сами наушники почти не меняются много лет. Маленькая ножка с контактами для крепления в кейсе и зарядки, а также микрофоном, крупная головка с большими решетками, под которыми скрыты как динамики, так и микрофон для работы шумоподавления. Еще один микрофон для этих целей – в верхней части ножек.
Также отмечаем наличие сенсорной зоны управления – она подчеркнута небольшим углублением на внутренней стороне ножек.
По качеству исполнения наушников вопросов уже нет – материалы те же, но ничего не скрипит. Каждый наушник весит 4,3 грамма. Они защищены от влаги по стандарту IP54 – плавать в них не стоит, но под дождем гулять можно, равно как уронить в песок.
Теперь про удобство. Как я уже говорил, вкладыши мне обычно совсем не подходят – вываливаются из ушей даже при обычной ходьбе либо как минимум вызывают дискомфорт. Не могу сказать, что AirPods 4 изменили мое отношение к открытым компактным наушникам, но, кажется, в Apple действительно изучили особенности формы огромного количества ушных раковин, и среди них были похожие на мои. Это, пожалуй, самые удобные вкладыши из всех, что я пробовал до этого, – из неудобств могу отметить только необходимость изредка их поправлять в ухе при ходьбе, что для меня великое достижение. Но про занятия спортом речи все же не идет – тут нужны либо полноразмерные, либо внутриканальные наушники, без вариантов. Хотя, конечно же, если вам подходят вкладыши прошлых поколений либо других брендов, то и AirPods 4 покажутся очень удобными, без сомнений. Отмечу, что они никак не натирают и вообще не особенно ощущаются в ухе, конструкция действительно очень удачная.
⇡#Привязка, управление, функциональность
Пожалуй, самое впечатляющее в любых AirPods – это их интеграция в операционную систему главного устройства (как правило, это iPhone, но и с iPad/Mac взаимодействие настроено прекрасно). Собственно, экосистема с идеальной интеграцией в нее отдельных устройств – ключевая причина выбора техники Apple (после маркетинга, конечно). И понятно почему.
Для сопряжения наушников со смартфоном не нужно делать почти ничего: открываете кейс с AirPods 4 – и они уже распознаются любым лежащим поблизости устройством Apple. В настройках появляется отдельная вкладка (не нужна установка никаких дополнительных приложений), а часть параметров можно менять в меню регулировки громкости (оно тоже видоизменяется). Все это не перестает поражать из года в год – вроде давно привыкли, но повторить подобную бесшовную интеграцию со своими же аксессуарами не в силах ни Samsung, ни HUAWEI, ни кто-либо еще.
Что касается доступных настроек – для AirPods 4 c шумоподавлением доступно это самое шумоподавление, которое можно как включить/выключить, так и активировать режим прозрачности, в котором наушники будут, наоборот, усиливать внешние звуки. Также есть адаптивный режим, когда наушники сами решают, что делать с шумоподавлением/прозрачностью. Доверять ему я бы стал только с очень большой осторожностью – распознают, когда надо приглушить внешний шум, а когда, наоборот, подчеркнуть, они с ошибками.
Но есть и действительно интересные, работающие фишки. Например, гарнитура снижает громкость и включает тот самый режим прозрачности, когда вы начинаете говорить, – этот параметр, правда, надо активировать в настройках. Это как раз работает отлично. Равно как и регулировка громкости в зависимости от окружающей обстановки – AirPods 4 поддерживают ее на достаточном уровне.
Управление доступно как при помощи сенсорной поверхности (однократное нажатие – ответить на звонок/остановить или возобновить воспроизведение, двукратное нажатие – закончить звонок, перелистнуть на следующую композицию, трехкратное – перелистнуть на предыдущую композицию, удерживание ножки наушника – изменение настройки шумоподавления). Само собой, воспроизведение останавливается, стоит только вынуть наушники из ушей, – подобные вещи умеют делать даже самые бюджетные модели. А вот что они не умеют, так это реагировать на движения головой: в AirPods можно кивнуть, если вы подтверждаете ответ на звонок, и покачать головой – если отбиваете вызов.
Однако регулировать громкость прямо на наушниках нельзя – такая драгоценная опция оставлена эксклюзивом серии AirPods Pro. Все-таки Apple – короли ограничений, порой самых нелепых.
Также всерьез интегрирована Siri – на ее вопросы тоже можно реагировать движениями головы, а еще она может сообщать об уведомлениях и даже зачитывать сообщения из мессенджеров, но почему-то очень выборочно (часть зачитывает, часть нет, больше этим смущая, чем помогая, – ненадежный рассказчик).
Про функцию Find My я уже писал выше – тут, как с AirTag, местоположение кейса отмечается на карте. Также на кейс можно «позвонить», чтобы уточнить его положение в рамках комнаты.
⇡#Качество звука, шумоподавление, автономность
Самый главный вопрос к AirPods 4 – это, конечно, «как там шумодав». Если вкратце, то чуть лучше среднего. Безусловно, реализовать идеальное шумоподавление без звукоизоляции как на закрытых моделях невозможно, но у наушников Apple есть некоторые проблемы, связанные не только с неплотным погружением чашечек в слуховые каналы. Большую часть шумов гарнитура действительно отсекает – например, можно слушать музыку в одной комнате с человеком, который смотрит телевизор на высокой громкости. Но в звуковую картину будут неизбежно вторгаться какие-то призвуки – как правило, связанные со среднечастотными или высокочастотными шумами. Причем при более плотном прилегании шумов может «влетать» даже больше, нежели при большом зазоре, – чувствуется, как системе шумоподавления тяжко.
Но это «чуть лучше среднего» при сравнении с общим по рынку уровнем – для открытых наушников все очень даже неплохо. В AirPods 4 можно слушать в транспорте не только громкую музыку, но и подкасты с аудиокнигами. Да, фоновый шум неизбежен, но наушники смогут его преодолевать даже не на максимальной громкости.
Что касается микрофонов, связанных не с шумоподавлением, а с разговорами, то тут придраться не к чему – качество передачи голоса хорошее и внешние шумы отсекаются уже полностью корректно.
По акустической схеме – Apple, как обычно, не сообщает технических подробностей об используемых динамиках и их акустических характеристиках. Поэтому оцениваем качество звука без опоры на характеристики.
Для оценки качества звучания акустических устройств мы используем метод FSQ. В своем стандартном варианте он включает 14 тестовых дорожек, с помощью которых оцениваются следующие характеристики акустической системы:
- запас звукового тракта по неискаженному уровню громкости;
- правильность фазировки аудиоаппаратуры;
- наличие посторонних призвуков, шумов и помех в звуковом тракте;
- способность звукового тракта к воспроизведению самых низких звуковых частот;
- неравномерность АЧХ звукового тракта;
- линейность стереокартины по ширине звуковой сцены;
- микродинамика и эшелонирование звуковой сцены в глубину;
- положение и фокусировка стереокартины в горизонтальной и вертикальной плоскостях и натуральность передачи музыкальной атаки;
- музыкальный и тембральный баланс звучания музыкальных инструментов и вокала;
- линейность звуковой картины по уровню громкости и макродинамика.
Желающим проверить собственную аудиосистему или наушники советуем скачать тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» и инструкции по тестированию со страницы Акустического центра МТУСИ. Одно из достоинств этого метода — четкие критерии оценки, которые компенсируют субъективный характер тестирования. Во многих тестах эксперту нужно всего лишь ответить, слышны ли на записи те звуки, которые должны в ней быть, или, наоборот, те, которых быть не должно.
Далее мы последовательно перечислим результаты прослушивания тестовых записей FSQ на Apple AirPods 4. Каждый тест будет сопровождаться кратким описанием из инструкции к «Аудиодоктору FSQ». Тестирование проводилось в связке со смартфоном iPhone 13 Pro Max с включенным шумоподавлением (это базовый способ использования наушников, шумодав здесь включен по умолчанию).
Номер дорожки | Описание теста | Apple AirPods 4 | |
1 | Запас неискаженной громкости | Вне зависимости от уровня громкости звук не искажается, ощущения «перегрузки» не возникает. | |
Magic Pump, «Open The Door» RDM, CD RDM 801201, «Наши в Городе» | |||
Неискаженный уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Уровень громкости увеличивают с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. | |||
2–4 | Фазировка звукового тракта между каналами | С фазировкой у наушников все в порядке — все искажения в рамках указанного. | |
Голос диктора в фазе/противофазе, СЧ (300–3 000 Гц), ВЧ (5 000–22 500 Гц), НЧ (10–50 Гц) | |||
На дорожке записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ и в полосе НЧ. | |||
5–6 | Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте | На низких частотах нет помех и дребезжаний, верхние частоты тоже чистые. | |
Скользящий тон, левый/правый канал (20–15 000 Гц) | |||
Тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот. Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. | |||
7 | Набор частот для проверки НЧ-тракта | Звук слышен уже начиная с 20 Гц, но без искажений (сипов) наушники звучат, только начиная с 70 Гц, до этого есть хорошее давление, но есть и выраженные сипы. | |
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщает о том, что звучит опорная частота 60 Гц. Затем диктор объявляет: «20 Гц», «25 Гц», «30 Гц» и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой. | |||
8 | Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот | Звук распознается как аплодисменты без проблем, АЧХ равномерна. | |
Фонограмма представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя. | |||
9 | Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены | С локализацией стереоэффектов нет никаких проблем. | |
Перемещающийся барабан, IASCA Competition CD | |||
Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, то есть углы между ударами одинаковы. | |||
10 | Микродинамика и глубина звуковой сцены | Глубина сцены отрабатывается неплохо, есть ощущение пространства. При этом микродинамика невыдающаяся — игру смычком на контрабасе слышно отлично, но постукивание пальцев по грифу уже неразличимо. | |
Alex Rostotsky Trio, «Intro», POPE Musik PM1014-2, «Boiled Borsht» | |||
Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Оба музыканта находятся в глубине сцены. | |||
Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на переднем плане. При неудовлетворительной микродинамике не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест, когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. | |||
11 | Натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, положение и фокусировка звуковой сцены по ширине и высоте | Сцена широкая, позиционирование барабанов считывается отлично, причем не только по ширине, но и по высоте. | |
Ron Tutt, «Improvisation», Sheffild Lab CD-14/20 | |||
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Неприемлемой передачей атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости». Малоприемлемой — если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе. Неприемлемой или малоприемлемой считается, если звуковая сцена уже пространства между источниками звука. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хай-хэт находятся на одной высоте или разница незначительна. | |||
12 | Тембральный и музыкальный баланс звучания | Фонограмма субъективно звучит хорошо, но вокал чуть выдвинуть на передний план, он словно бы чуть громче инструментов, «забивает» их. | |
Mighty Sam McClain, «Give It Up To Love», Audioquest, XRCD, «Got To Have Your Love» | |||
Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выделяется по уровню громкости — выдвинут вперед или отодвинут назад. | |||
13 | Линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа | Пиццикато в начале слышится отчетливо, громкость в третьей части серьезно поднимается, однако есть небольшие проблемы с детализацией по инструментам в этом фрагменте. Но в целом уровень высокий. | |
A. Schnitke, «Childhood», Gorenstein/R.S.O., POPE Musik, PM 1007-2 1996, «Gogol Suite» | |||
Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала Московской консерватории. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. | |||
Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости и далее, в финальной, ещё один скачок. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или совсем неразличимы. | |||
14 | Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот | Большой барабан слышно, но слабо, на уровне еле различимого. | |
Guiseppe Verdi, «La Donna E Mobile», Telarc CD-80447 | |||
Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20–25 Гц. |
Результаты тестирования подтверждаются общими субъективными ощущениями. Каких-то выраженных проблем со звучанием у Apple AirPods 4 нет – для вкладышей они звучат весьма богато. Да, низкие частоты искусственно «выделены» на общем фоне, отчего в балансе звучания они преобладают, особенно если разместить наушники максимально плотно к слуховому каналу, но это оправданно, потому что иначе при неплотном прилегании не сохранится баланс между низкими и высокими частотами. А так он выдерживается неплохо. При этом естественной глубины басов не хватает, что видно по тестированию, – наушники в данном случае берут громкостью, а не глубиной. Со средними и высокими частотами никаких проблем – мы не говорим о hi-end-уровне, но для мейнстримных наушников AirPods 4 звучат хорошо. При этом шумоподавление почти не влияет на звучание, не создавая «примесей» в звуке.
Стоит сказать и о системе воспроизведения «пространственного аудио» – создается виртуальный объемный звук, который в базе слегка добавляет красок музыке (но по факту почти незаметен), но в библиотеке Apple Music есть треки с поддержкой «пространственного аудио», и они звучат как раз весьма впечатляюще. Со сценой, на самом деле, у AirPods 4 нет проблем.
Что касается автономности, то с шумоподавлением наушники «живут» около 4 часов, без шумоподавления – около 6 часов. Заявленное производителем подтверждаем. Полностью заряженного кейса хватает на 5 циклов зарядки наушников (то есть 20 часов с шумоподавлением, 30 часов без шумоподавления). Вполне достойный уровень. Про зарядку я уже говорил выше – возможна и проводная (тут обычный порт – USB Type-C), и беспроводная.
⇡#Заключение
По Apple AirPods всегда довольно простой расклад – и в четвертой версии, даже несмотря на появившееся шумоподавление (не самое эффективное, но действительно работающее), он не особенно меняется. Это определенно лучшие «бюджетные» наушники для владельцев iPhone – просто за счет впечатляющей взаимоинтеграции устройств, недостижимой для любых других брендов. И тут не важно ни качество звука (хотя оно однозначно хорошее), ни удобство (на мой вкус, и вовсе лучшее среди вкладышей), ни шумоподавление (очень достойное для этого формата наушников).
При этом AirPods 4 откровенно переоценены – конкурирующие модели с близким (а то и лучшим) качеством звука и шумоподавлением (есть и открытые модели) стоят в полтора-два раза дешевле. И для владельцев смартфонов на Android они предпочтительнее без всяких но – по характеристикам, не связанным со взаимодействием со смартфоном, у AirPods 4 либо нет преимущества, либо оно не так значительно. Также всегда печалит отсутствие относительно недорогой модели с закрытой конструкцией – надо добавлять еще от 3 до 6 тысяч за Pro 2 (они вдобавок превосходят AirPods 4 по звуку и обеспечивают лучшее шумоподавление). Но ладно – это как раз дело вкуса.
В любом случае можно заметить, что при оценке наушников (как и любой техники Apple, по сути), мы говорим о позиционировании, цене, каких-то еще отвлеченных вещах, а не о чистом качестве исполнения. Оно хорошее, но при этом не выдающееся – и воспринимать AirPods 4 как «просто достойные наушники для любителей вкладышей», а не базовый аксессуар для пользователей многочисленных устройств Apple (который стал значительно лучше) невозможно.
За предоставленные на тест наушники Apple AirPods 4 благодарим магазин BigGeek.