Японское правительство столкнулось с критикой своего решения о финансировании местного производителя полупроводников Rapidus, которому необходимо 32 млрд долларов на запуск завода по производству чипов с использованием 2-нм техпроцесса. Противники проекта утверждают, что деньги для финансирования Rapidus были выделены из неизрасходованных фондов помощи от последствий пандемии COVID, предназначенных для других целей.

Япония пустила «антиковидные» фонды на создание производства 2-нм чипов, и не всем это понравилось

В ноябре этого года правительство Японии объявило о плане финансового стимулирования полупроводникового и ИИ-секторов Японии в размере не менее 63,6 млрд долларов (10 трлн иен) в течение семи лет. Из них около 8,2 млрд долларов (1,3 трлн иен) входят в первую фазу финансирования. Часть этих средств была направлена Rapidus. По словам оппозиционных законодателей, почти 6,2 млрд долларов (987 млрд иен) из выделенных средств поступили из неизрасходованных фондов помощи для ликвидации последствий пандемии COVID и были предназначены для малого и среднего бизнеса. Критики утверждают, что перераспределение оставшихся фондов помощи от последствий COVID-19 для поддержки крупных компаний непрозрачно и может привести к расточительству.

По данным издания Nikkei, Rapidus уже обеспечила 46,45 млн долларов (7,3 млрд иен) частных инвестиций и до 5,855 млрд долларов (920 млрд йен) государственной помощи. Однако, по оценкам экспертов, для запуска массового производства чипов на базе 2-нм техпроцесса в 2027 году потребуется дополнительное финансирование в размере 25,452 млрд долларов (4 трлн иен). Правительство Японии хочет, чтобы эта поддержка была оказана через частные инвестиции и государственное кредитование. Однако предложенный вариант решения вопроса сталкивается с серьезной критикой со стороны оппозиции.

Премьер-министр Японии Сигэру Исиба (Shigeru Ishiba) выступил с защитой проекта поддержки для Rapidus, заявив, что средства были возвращены в государственную казну до перенаправления, поэтому ни о каком хищении не идёт речь, и процесс соответствовал всем юридическим и фискальным протоколам. Однако противники проекта утверждают, что первоначальным источником средств для постпандемийной поддержки были облигации, покрывающие дефицит. Эти облигации увеличивают долгосрочное долговое бремя без чёткого, прямого плана по их погашению, учитывая неясное будущее Rapidus.

Отмечается, что объём остатка резервного фонда Японии по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях по состоянию на 2023 финансовый год вырос до 113,42 млрд долларов (18 трлн иен). До пандемии, в 2019 году он составлял 12,71 млрд долларов (2 трлн иен). Для повышения уровня прозрачности правительство Японии пообещало проводить периодический сторонний аудит для обеспечения подотчётности и эффективности распределения средств, направленных Rapidus.

Примечательно, что даже официальные лица из Министерства экономики, торговли и промышленности Японии до этого подчеркивали необходимость в осторожном участии правительства в этом проекте, чтобы не отпугивать потенциальных зарубежных клиентов Rapidus. По мнению ряда законодателей, государственное финансирование может не внушать доверия к финансовой стабильности компании.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *