Исследования группы Stripe, которая проанализировала платёжные потоки, показывают способность молодых компаний, связанных со сферой искусственного интеллекта, гораздо быстрее достигать выручки в несколько миллионов долларов по сравнению со стартапами других категорий. Это происходит порой в течение первого года с начала коммерческой деятельности.
Данные этого исследования призваны устранить озабоченность некоторых инвесторов способностью ИИ-стартапов начинать приносить адекватную прибыль после выхода на рынок. Другое дело, что требуемые инвестиции нередко измеряются миллиардами долларов, поэтому говорить о быстрой окупаемости вложений в сферу искусственного интеллекта всё же не приходится. Stripe выяснила, что быстрее всего прибыль наращивают ИИ-стартапы, предоставляющие клиентам доступ к разработанному ими программному обеспечению за определённую плату.
В выборку данных для этого исследования попали показатели собственной платёжной системы Stripe, обслуживающей 100 крупнейших по величине оборота стартапов в сфере ИИ на 31 июля 2024 года. В качестве базы для сравнения были выбраны платёжные данные 100 крупнейших стартапов в сфере программного обеспечения по состоянию на июль 2018 года. В качестве примера клиентов Stripe можно упомянуть OpenAI, Anthropic, Mistral, Github и Midjourney.
В среднем, ИИ-стартапам потребовалось 11 месяцев, чтобы выйти на годовой объём выручки в размере $1 млн с момента начала коммерческой деятельности, как отмечает Stripe. Стартапы предыдущего поколения тех же результатов достигали в среднем за 15 месяцев. Более того, годовой выручки в $30 млн ИИ-стартапы достигали в среднем за 20 месяцев, в пять раз быстрее стартапов предыдущего поколения. В выборку попали молодые компании, которые специализируются на программном обеспечении.
Бизнес в сфере ИИ требует существенных капиталовложений, но экспериментальные продукты, предлагаемые стартапами в этой сфере, порой привлекают множество клиентов, готовых платить за них. Представленный осенью 2022 года чат-бот ChatGPT стал приложением с самой быстрорастущей аудиторией, которая достигла 100 млн человек всего за два месяца с момента запуска сервиса. По некоторым оценкам, коммерческие клиенты сейчас приносят OpenAI не менее $3,6 млрд в год. С другой стороны, ежегодные расходы компании значительно превышают $5 млрд, так что на данном этапе развития бизнес продолжает оставаться убыточным.
В условиях стремительного роста затрат ИИ-стартапы вынуждены быстрее монетизировать свой бизнес, по словам представителей Stripe. Спрос на услуги таких компаний наблюдается в мировом масштабе. До 56 % выручки таких стартапов получается за пределами страны, в которой они были основаны, как отмечает статистика. Пользователи услуг ста крупнейших ИИ-стартапов находятся даже в небольших странах типа Сингапура и Ирландии, где более 3 % населения являются их клиентами. Компаниям, работающим в этой сфере, удаётся достаточно оперативно предлагать пользователям новые функциональные возможности своего ПО. В этом они имеют преимущество по сравнению с неповоротливыми программными гигантами. За пару лет им вполне по силам увеличить выручку с нуля до нескольких десятков миллионов долларов США.