Против основателя Telegram Павла Дурова, задержанного во Франции, а затем выпущенного под залог, был выдвинут целый ряд обвинений, но два из них вызвали переполох в технологическом секторе, пишет РБК со ссылкой на публикацию издания Politico «Франция использует тайный киберзакон для предъявления обвинений генеральному директору Telegram».
В основе этих обвинений лежит закон от 2004 года, согласно которому любая компания, предлагающая криптографические услуги, обязана уведомлять об этом французское агентство кибербезопасности ANSSI и хранить «описание технических характеристик инструмента криптографии», а также исходный код программного обеспечения.
Это стало неожиданностью для компаний, предлагающих приложения с функциями шифрованной переписки, например, iMessage от Apple, Signal или WhatsApp, пишет Politico, отметив, что с помощью таких «неясных законов» некоторые западные правительства пытаются установить контроль над частной перепиской в интернете.
По словам юристов и представителей отрасли, опрошенных Politico, не было ни единого случая за 20 лет, чтобы на основании этого закона предъявили обвинения технологическим платформам. «Это экономическое самоубийство, которое быстро и навсегда меняет восприятие основателей и инвесторов», — сообщил в X гендиректор Proton Энди Йен (Andy Yen).
Также нервозности в отрасли способствует и то, что ряд спикеров, которые обычно высказываются в поддержку криптографических инструментов, в этот раз воздержались от комментариев по поводу обвинений, предъявленных Дурову.
Как отметил Мэтью Ходжсон (Matthew Hodgson), гендиректор Element и соучредитель Matrix (обе компании специализируются на криптографии), на самом деле у Telegram нет сквозного шифрования, и это усложняет положение мессенджера, поскольку у него имеется доступ к данным, которые можно было бы передать правоохранительным органам в целях борьбы со злоупотреблениями.
Между тем Дуров сохраняет спокойствие, высказав недоумение по поводу задержания. Он заявил, что мессенджер поддерживает связь с правительствами и некоммерческими организациями, чтобы устранять незаконный контент с соблюдением баланса между безопасностью и конфиденциальностью.