С начала 2024 года в интернет утекли 286 млн телефонных номеров и 96 млн почтовых адресов россиян, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в исследовании сервиса разведки утечек данных DLBI. Несмотря на снижение количества инцидентов со 145 до 110, по данным Роскомнадзора, объём скомпрометированных данных продолжает увеличиваться.
Лидером по числу утечек в текущем году стал сектор электронной коммерции, на который пришлось 39 % всех данных, попавших в открытый доступ. На втором месте находятся аптеки и медицинские сервисы с долей в 10 %. Финансовые услуги заняли третье место с 9 %, а ретейлеры — четвёртое с 8 %. Статистика свидетельствует о том, что утечки затрагивают широкий спектр отраслей российской экономики.
По объёму утёкших данных первое место занял финансовый сектор, на который пришлось 42 % всех скомпрометированных сведений. Значительная часть этого объёма связана с многочисленными утечками из микрофинансовых организаций в начале года. На втором место фигурирует сектор развлекательных ресурсов (28 %), на третьем — медицинские сервисы.
Объёмы утёкших данных поражают воображение. По информации «ТМТ Консалтинг», по итогам 2023 года число активных SIM-карт в России составило 258 млн, при том что население страны превышает 146 млн человек. Учитывая, что у многих людей есть несколько телефонных номеров, можно предположить, что контактные данные практически каждого россиянина уже находятся в открытом доступе.
Похищенные данные активно используются для обзвона граждан с предложениями услуг. Более того, мошенники применяют эту информацию для обмана. Как пояснил генеральный директор SafeTech Денис Калемберг, чтобы вызвать доверие у потенциальной жертвы, мошенники сообщают ей информацию, которая может быть известна только компании или банку. Минимально это должно быть ФИО, соответствующее номеру телефона, но чем больше информации (номер паспорта, адрес прописки), тем выше шанс, что жертва поверит и в итоге потеряет свои деньги.
Кроме того, с прошлого года участились ботовые атаки. По словам директора по развитию компании Servicepipe Данилы Чежина, злоумышленники активно пытаются подобрать логин и пароль для входа в личные кабинеты, используя утёкшие email-адреса или номера телефонов. Если пользователь использует один и тот же пароль на нескольких платформах, это увеличивает риски взлома важных аккаунтов, таких как банковские или платформы с финансовыми услугами.
Для предотвращения подобных атак специалисты рекомендуют придерживаться базовых принципов кибергигиены. Как отметил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, важно использовать уникальные и сложные пароли для каждого ресурса, включать двухфакторную аутентификацию там, где это возможно, и устанавливать защитные решения на всех устройствах. Эти простые меры могут значительно снизить риск компрометации данных.
Несмотря на общий рост объёмов утечек, ситуация с сохранностью персональных данных в России медленно, но стабильно улучшается. Основатель DLBI Ашот Оганесян отметил, что многие утечки касаются лишь телефонных номеров или почтовых адресов, что не так критично, как утечки с паспортными данными или финансовой информацией. Однако остаются риски утечек персональных данных через партнёров и подрядчиков, которые не всегда обеспечивают должный уровень информационной безопасности.
Роскомнадзор считает, что для минимизации последствий утечек необходимо дать операторам чёткие инструкции по соблюдению принципов обработки информации. Один из ключевых принципов — не собирать лишние данные. «Совместно с профильными ведомствами необходимо сформулировать, какой конкретно набор сведений действительно минимально необходим для достижения тех или иных целей, и какие особенности работы должны быть именно в каждом конкретном случае», — заявили представители регулятора.